Главная >> Библиотека>> Просечное железо

Просечное железо

Просечное железо
Рождение искусства просечного железа относится к самым отдаленным временам развития кузнечного дела. Ковка и просечка столетиями мирно сосуществовали и успешно развивались вплоть до прошлого века. 

В древнерусском декоративном искусстве просечной металл распространился очень широко. «Плоскостное узорочье» вплетали в белокаменную резьбу Владимиро-Суздальской Руси подзорами крыш и куполов, фонарями, дверными петлями. В домах просечными полосами оковывали сундуки, поставцы, шкатулки. 

Изготовление просечных изделий развивалось в основном в Вологодской, Новгородской, Ярославской областях: близки были центры выплавки железа — Устюжна Железнопольская и село Уломы. 

Очень интересны работы великоустюжских мастеров. В растительных мотивах просечки переплетаются ветки и цветы самых разнообразных очертаний. 

Иногда просечной узор обогащался пластически: отдельные его детали прочеканивались, поднимались над плоскостью. Или наносился зубилом дополнительный узор. 

Цвет тоже играл немалую роль. Просечное железо воронили, лудили, покрывали позолотой. Фон часто раскрашивали в яркие цвета. Но иногда фона не было вообще — просечной ажур смотрелся на просвет. 

Особое внимание в просечке уделялось силуэту. Рисунок наносили так, чтобы просветы создавали свой дополнительный узор. Таким образом, очень часто отходов от вырубки орнамента не было — вырубленная часть имела самостоятельную художественную ценность. 

Узор обычно вырубали на деревянных топчанах. Поэтому края его оказывались несколько загнутыми внутрь, что придавало изделию большую скульптурность. 

Со временем многие приемы просечки ушли в прошлое, забылись. Но художники наших дней начинают возрождать этот древний вид прикладного искусства. Может быть, и вы примете участие? 

Металл — тонкое листовое железо. При небольших размерах изделия можно использовать и жесть, и латунь, и красную медь. Все они достаточно ковки, растяжимы и хорошо просекаются. 

Желательно, чтобы в железе содержалось меньше 0,25 процента углерода, в этом случае оно будет мягко и податливо. Для усиления этого свойства металл можно отжечь, то есть нагреть до малинового цвета на углях или газовой горелке и дать остыть на воздухе. После отжига протравите пластину в пятнадцатипроцентном растворе кислоты, чтобы удалить окалину. Качество металла будет еще лучше, если вы проделаете эту операцию и до отжига. Каждый раз хорошо промывайте лист проточной водой. 

Рисунок наносите на металл через копировальную бумагу. Можно рисовать и мелом, но в этом случае придется закрепить его лаком. Желательное условие—повтор одних и тех же элементов рисунка. Это придает узору ритм. 

Узор просекают на торце плотного дерева, обрезке толстой доски или свинцовой пластине. Инструмент — сечки наподобие долот и мелкие зубильца с прямым и полукруглым рабочим концом, остро заточенные. Молоток должен весить 150—200 г, иметь широкую ударную часть и закругленный в виде полушария противоположный конец. 

Высеченный узор выправляют на плоскости, но так, чтобы слегка загнутые зубилом края не выравнивались: выпуклая поверхность придает изделию пластичность. 

Просечной узор может иметь и некоторый рельеф. Для этого с обратной стороны его нужно простучать закругленным концом молотка. Иногда наносится несложный чеканный рисунок в виде точек, крестиков. Однако этими элементами не нужно перенасыщать просечной узор — от этого утрачивается его целостное восприятие. 

Заусенцы, оставшиеся после просечки, опиливают надфилями различных профилей. 

На готовый узор надо нанести покрытие, предохраняющее его от ржавчины и окисления. Есть очень много рецептов покрытий, мы приведем три из них. 

1. Пластину покрывают натуральной олифой я нагревают в печи до 400 градусов. Образуется очень прочная пленка черно-коричневого цвета. 

2. Отполированную пластину погружают в расплавленную натриевую селитру с температурой 300—350 градусов. В течение одной — трех минут на поверхности образуется прочная пленка темно-синего цвета. 

3. Поровну смешивают азотнокислый калий и азотнокислый натрий. Смесь нагревают в керамической посуде до расплавления. Пластину погружают в смесь, а затем в кипящую воду. Образующаяся пленка имеет густой черный цвет и хорошо предохраняет поверхность от ржавчины. 

Будьте внимательны: работать с химикалиями нужно в прорезиненном фартуке, рукавицах и защитных очках. Помещение должно хорошо проветриваться. 

Если вы не сможете воспользоваться этими рецептами, не огорчайтесь: изделие, обезжиренное пятнадцатипроцентным раствором серной кислоты, можно просто покрыть лаком. Лучше всего использовать цапонлак. Покрывать нужно тонким слоем, чтобы сохранить красоту поверхности металла. В случае неудачи снимите лак тряпкой, смоченной в ацетоне, и повторите операцию. 

Монтируют просечной узор на дереве маленькими укороченными гвоздиками или булавками с полукруглыми шляпками. Чтобы не испортить плоскость металла, гвозди забивайте наставкой — стальным стержнем с ямкой на конце. Ямку наставляйте на шляпку гвоздя, а молотком осторожно ударяйте по другому концу наставки. Цвет гвоздиков должен соответствовать цвету пластины. Нужно иметь в виду, что выпуклые шляпки играют декоративную роль, поэтому нужно выбирать такие места, чтобы гвозди служили элементом композиции. 

Металлические накладки должны быть пригнаны настолько плотно, чтобы они составляли с деревом единое целое. Тогда они не станут цепляться, и пыль стирать будет удобнее. 

по книге "Прекрасное - своими руками"
Разместил
Голосов
4
Посещенния
0