Самоделкин - Татаринов Владимир Валерианович
Главная >> Изобретения>> Изобретатели>> Татаринов Владимир Валерианович

Татаринов Владимир Валерианович

Татаринов Владимир Валерианович уроженец Пензенской губернии родился 17/29 января 1877г в небогатой семье потомственного дворянина. С 1885г учился в 3-й Одесской гимназии, но из шестого класса был исключен за неудовлетворительное поведение. Работал слесарем, токарем и электромонтером на разных одесских предприятиях. Подготовился и сдал экстерном экзамены на аттестат зрелости.
В 1895г Татаринов поступил в Новороссийский университет на физике математический факультет отделение естественных наук, но проучиться ему удалось только пять семестров за революционную пропаганду среди одесских рабочих в 1898г был арестован судим и на два года заключен в одиночную камеру петербургском тюрьмы «Кресты».
В 1900г, по выходе из тюрьмы Татаринов окончил Новороссийский университет и поступил на строительство одесской электрической станции В 1906г он уехал в Германию где работал на механическом заводе Бергмана возле Магденбурга. Там он начал изобретать и построил оригинальный безпоршневой пресс Он состоял из мембран заполняемых водой. При нагнетании жидкости создавалась необходимая степень сжатия. По этой теме 1 ноября 1906г состоялся его доклад в механическом отделе русского технического общества который петербургским издательством К Л.Рихтера был издан отдельной брошюрой.
В 1903г Татаринов побывал в Париже присутствовал при первых полетах Уильбура Райта во Франции и познакомился со знаменитыми авиаконструкторами и летчиками того времени и «заболел» авиацией. Вернувшись в Россию, он в 1908г построил планер биплан массой в 15 кг на котором совершив ряд удачных полетов, а затем планер - триплан. Он также руководил кружком планеристов при Петербургском университете.
В сентябре 1908г Татаринов обратился в главное инженерное управление военного министерства России с проектом изобретенного им летательного аппарата тяжелее воздуха, названного «аэромобилем». Он представил «эскизные чертежи», и положительные отзывы специалистов. 
22 ноября 1909г. с ним был заключен договор на изготовление «аэромобиля» в течение восьми месяцев, т.е. первый полет должен был состояться 22 августа 1909г. На постройку «аэромобиля» военное министерство ассигновало аж 50 тыс. руб. Если учесть что в свое время на самолет Можайского было ассигновано лишь 3 тыс руб. то неслыханной щедрости и полноте доверия царского министерства можно аплодировать. Не удивительно что к автору и его изобретению было приковано всеобщее внимание.
Для строительства «аэромобиля» был выделен в Петербурге участок территории учебного воздухоплавательного парка на Волковом Поле. Здесь Татаринов выстроил двухсветный дом для лаборатории закупил оборудование, нанял необходимых работников и приступил к осуществлению своих замыслов. В газете «Голос Москвы» 11 августа 1909г была помещена беседа с Татариновым который заявил «В мою задачу входит исключительно создание аппарат который сможет подняться вертикально от земли, чего еще никто не достиг».
По идее изобретателя «центральные пропеллеры», всасывая воздух и отбрасывая его внутрь, должны были создавать повышенное давление под несущей поверхности аппарата, что обеспечивало бы образование необходимой подъемной силы для преодоления сил тяжести и лобового сопротивления аппарата.
При постройке «аэромобиля» Taтapинов встретился с трудностями, связанными с двигателем и вентиляторами, устройствами для организации движения воздуха от вентиляторов под несущую поверхность аппарата и приводами самих вентиляторов. Вначале он пытался сам изготовить легкий двигатель внутреннего сгорания, но на это ушло бы много времени. Ему пришлось в апреле 1909г купить во Франции двухцилиндровый бензиновый двигатель системы Котта с водяным охлаждением мощностью 20 л.с.
Много времени ушло на разработку высоконапорных вентиляторов, их аэродинамические испытания были проведены, для чего изготовили оригинальную установку. 
Решили установить четыре вентилятора каждый из них диаметром 1м с большим обтекателем в центральной части. Такая конструкция вполне современна и в наше время.
Опорой «аэромобиля» на земле служило трубчатое шасси, где были установлены двигатель и велосипедное сиденье для пилота несущая поверхность была выполнена из алюминия и имел вид лотка с боковыми краями загнутыми вниз. Угол установки поверхности мог изменяться. На ней имелись вырезы для четырех вентиляторов. Вентиляторы и несущая поверхность крепились на горизонтальной крестообразной трубчатой ферме.
Следует отметить правильность подхода к устройству трансмиссии для передачи крутящего момента вентиляторам. Коленчатый вал двигателя через нижний угловой коллектор приводил в действие центральный вертикальный вал. Через верхний центральный редуктор приводились во вращение четыре горизонтальных вала вентиляторов, два в одном направлении, а два других — в обратном. Это ликвидирует реактивный момент обеспечивая путевую устойчивость.
Масса конструкции «аэромооиля» должна была составить 592кг при массе пилота 80кг и бензина для двигателя 8кг взлетная масса снаряженного аппарата составила бы 680кг.
К сожалению, из-за нехватки времени устройства для организации движения воздуха от вентиляторов под несущую поверхность были разработаны, но не изготовлены по этому не был произведен в отведенный срок и монтаж всего аппарата.
Итак, из описания конструкции «аэромобиля» видно что Татаринов шел по линии создания аппарата на воздушной подушке хотя этот термин тогда не существовал и его не формулировал и сам изобретатель. Впервые обоснование принципа движения на воздушной подушке с подробным его анализом дано лишь К.С Циоловским в книге «Сопротивление поезда и скорый поезд», выпущенной в Калуге в 1927г.
Как это часто бывает с изобретениями, опережающими эпоху идея Татаринова по созданию АВП стала воплощаться спустя несколько десятков лет. Лишь в 1935 —1941 гг. под руководством профессора МАИ В.И.Лекова было построено 15 типов АВП различного назначения, но тогда работы эти были засекречены и остались малоизвестными широкому кругу населения, причем война и смерть Левкова в 1955г затормозили работы по созданию надежно летающих ЛВП и лишь в последние десятилетия налажен промышленный выпуск АВП используемых в военных целях и для гражданского транспорта.
Но вернемся к «аэромобилю» Татаринова приближался срок летных испытаний, а он еще не был закончен. 20 августа 1909г Татаринов обратился в Главное инженерное управление с просьбой отсрочить испытания до октября, но в этом ему было отказано. 22 августа 1909 Г. лабораторию изобретателя посетил военный министр В А.Сухомлинов со свитой. Пробыв там несколько минут и не увидев готового к полету летательного аппарата, министр объявит что договор расторгнет.
Татаринов просил министра разрешить ему остаться в воздухоплавательном парке для продолжения работ но тот посчитал это излишним. Таким образом изобрететеля изгнали что и послужило для бульварной прессы лишним поводом для его травли.
В России однако, нашлось немало людей поддержавших Татаринова. С их помощью он перенес свою лабораторию в другое место и продолжал работы, но необходимых средств для окончания «аэромобиля» найти не удалось. Затравленный прессой, он дошел до психического расстройства, под влиянием которого 4 ноября 1910г. сжег лабораторию и едва не сгорел сам вместе с ней. 
В огне погибли все конструкторские разработки «аэромобиля».
Судьба Татаринова —яркий пример трагизма деятельности изобретателя.10 ноября 1910г. «Спортивная жизнь» — единственный журнал, выражавший сочувствие Татаринову,
Нужно отметить что авторитетное совещание состоявшееся в апреле 193г в Москве признало что лично В. В.Татаринов в деле 1908 - 1909 гг никаких корыстных целей не преследовал, все полученные им деньги были израсходованы на строительство лаборатории, закупки двигателя, оборудования и материалов, выплату жалованья рабочим.
Но мог пи взлететь «аэромобиль»? Сегодняшние расчеты показывают что в том виде, в каком он был сконструирован — нет, но Татаринов выбрал правильное направление. При некотором увеличении мощности двигателя и значительном уменьшении расстояния от несущей поверхности до экрана такой мог бы взлететь. При малом расстоянии от несущей поверхности до экрана поперечная и продольная устойчивость АВП за счет повышения эффективности воздушной подушки у опускаемого конца несущей поверхности. Чем был занят Татаринов в период до начала Первой мировой воины неизвестно.
Но уже с 15 августа 1914г Татаринов, еще не находясь в рядах армии участвовал в обороне крепости Иван город на реке Нарва исполняя обязанности инженера электрика при управлении строителя крепости и заведуя сформированной электроосветительной, прожекторной командой. За отличную усердную службу 12 декабря он был награжден орденом Св, Станислава III степени с мечами.
На военную службу Татаринов попал 1 марта 1915г вольноопределяющимся первого разряда и был зачислен в городскую крепостную саперную роту 4 мая 1915г. произведен в младшие унтер-офицеры, а 27 июня 1515г — в прапорщики. С 20 июля Татаринов находится в составе гарнизона крепости — Литовск. Теперь следует привести полную выдержу из послужного списка
«Предписанием начальника штаба Брест Литовской крепости от 24 июля 1915г №14225 командировавший в ставку Великого князя Александра Михайловича для доклада о сделанном им изобретении».
Известно что в то время А М Романов был заведующим авиацией и воздухоплаванием в действующей армии. Очевидно что изобретение Татаринова было в области курируемых двоюродным дядей и шурином Николая II. Суть изобретения осталась неизвестное но, видно весьма важной, так как Александр Михаилович направил Татаринова в Петербург в Главное военно-техническое Управление.
С 21 сентября 1915г Татаринов вновь на фронте в качестве начальника кабельных отделений 35-й и затем 41-й отдельных телеграфных рот 12 октября 1916г награжден орденом III степени. Представляет интерес еще раз привести полную выдержку из послужного списка.
«2 марта 1917 г на основании предписания начальника штаба IV Армии от 27 февраля 1S17г №3/5784 командирован штаб 30 го армейского корпуса для испытания предложенного им изобретения».
Какое это было изобретение — снова неизвестно. Но неоспорим факт что Татаринов находясь на фронтах Первой мировой воины выполняя обязанности связанные с военными действиями занимался так-же изобретательской деятельность. На следующий день после революции Татаранов оставил военную службу.
Чем он занимался потом неизвестно, может работал инженером в области слабых токов? О его личной жизни можно судить лишь по послужному списку где указано что он женат на дочери статского советника Екатерине Михайловне Бужбецкой и имеет сыновей Валериана Александра и дочь Елену.
Разместил
Голосов
2
Посещенния
0